МКОУ "Плодосовхозская средняя общеобразовательная школа"
п. Каучук, Кореневский район, Курская область
  • Профессиональные стандарты

    Профстандарт педагога - перечень требований, характеризующих квалификацию учителя или воспитателя, и позволяющих ему должным образом осуществлять возложенные на него обязанности. Мы рассмотрим содержание упомянутого профстандарта, особенности его внедрения и дальнейшего применения в образовательном учреждении.

       Профессиональный стандарт педагога – основополагающий документ, содержащий совокупность личностных и профессиональных компетенций учителя. На основе нормативного акта будет проводиться аттестация педагогов с присвоением квалификационной категории. Также его нормы будут учитываться при приеме на работу в образовательные организации, во время создания должностных инструкций и при формировании норм оплаты труда.
       Профстандарт детализирует конкретные знания и умения, которыми нужно владеть педагогическому работнику, а также подробно описывает его трудовые действия. Они разделены по модулям, соответствующим различным предметным областям.
       Квалификация работника – это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.
       Структура профстандарта для педагогов:
       За основу профстандарта взята система педагогической деятельности, включающая обучение, воспитание и развитие. Первые два раздела вполне понятно и объективно отражают требования к учителю, который на высоком уровне должен знать свой предмет и обязан владеть методическими техниками и приемами для того, чтобы донести его содержание до каждого ученика.
       Более сложным для понимания профессиональным педагогическим сообществом выглядит раздел развитие, ставящий педагога в ситуацию, когда вместе с узкими специалистами — логопедом, школьным психологом он должен выявлять и решать возникшие проблемы учащихся, круг которых очень широк. Ситуацию осложняют суровые реалии, связанные с массовым сокращением школьных врачей, психологов, дефектологов по причине оптимизации штатного расписания с целью изыскания дополнительных средств для увеличения зарплат учителей.
       Для чего нужен профессиональный стандарт педагога?
       Авторы документа надеются, что он сумеет повысить интерес и увеличить ответственность учителей за результаты педагогической деятельности. Изменятся принципы обучения и переподготовки кадров для приведения данной процедуры в соответствии с требованиями профстандарта.
    Профстандарты будут применяться в качестве:
    1. Независимого измерителя уровня квалификации педагогических работников.
    2. Средства реализации стратегии развития образовательной среды.
    3. Инструмента роста качества российского образования.
    4. Фундаментальной основы трудовых соглашений между руководством образовательного учреждения и педагогами.
    5. Механизма рекрутирования педагогических кадров для работы в образовательных организациях.
    Профстандарты включают пять видов квалификации. Каждый из них предъявляет особые требования к компетенции учителя, выдвигаемые на основе характера сложности и результативности решения поставленных задач.
    В документе изложены десятки профессиональных компетенций, адресованных педагогическим кадрам. К примеру, для проведения полноценной воспитательной работы учитель обязан овладеть 18 умениями и навыками, а для полноценного развития ученика даже двадцатью. Сами разработчики называют этот перечень ориентиром, на основании которого учреждение образования планирует выстраивать собственную траекторию деятельности исходя из своих особенностей и поставленных задач. При этом педагогам отводится роль своеобразных социальных терапевтов, призванных диагностировать наличие психолого-педагогических проблем.Хочу такой сайт
    В профстандарте уделяется пристальное внимание работе учителей по выполнению программ инклюзивного образования, а также поддержке одаренных и социально уязвимых обучающихся. Красной нитью проходит обладание ИКТ-компетентностью, которая дифференцируется на три уровня:
    1. Общепользовательская.
    2. Общепедагогическая.
    3. Предметно-педагогическая.
    Новые компетенции педагога:
    • Работа с одаренными учащимися.
    • Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования.
    • Преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным.
    • Работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии.
    • Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении.
    Цель применения
    • Определять необходимую квалификацию педагога, которая влияет на результаты обучения, воспитания и развития ребенка.
    • Обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда.
    • Обеспечить необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиях.
    • Содействовать вовлечению педагогов в решение задачи повышения качества образования.
    Профессиональный стандарт педагога содержит 4 раздела:
    1. Общие сведения.
    2. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности).
    3. Характеристика обобщенных трудовых функций.
    4. Сведения об организациях – разработчиках профессионального стандарта.
    Содержание профстандарта педагога отражает:
    • обучение;
    • воспитательную работу;
    • развитие (личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности);
    • профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы в начальной школе;
    • профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя), отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования;
    • профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы учителя в основной и средней школе;
    • профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы учителя русского языка;
    • профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы учителя математики.
    Перечень профессиональных стандартов
    01
    Образование и наука
    При применении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" см. Письмо Минпросвещения России от 28.03.2019 N ТС-817/08, Письмо Минобрнауки России от 12.02.2016 N 09-ПГ-МОН-814.
    01.001
    Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)
    Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н
    01.002
    Педагог-психолог (психолог в сфере образования)
    Приказ Минтруда России от 24.07.2015 N 514н
    01.003
    Педагог дополнительного образования детей и взрослых
    Внимание! Стандарт утрачивает силу с 01.09.2022 в связи с изданием Приказа Минтруда России от 22.09.2021 N 652н
    Приказ Минтруда России от 05.05.2018 N 298н
    Педагог дополнительного образования детей и взрослых
    Внимание! Документ вступает в силу с 01.09.2022 и действует до 01.09.2028
    Приказ Минтруда России от 22.09.2021 N 652н
    01.005
    Специалист в области воспитания
    Приказ Минтруда России от 10.01.2017 N 10н
    01.006
    Мастер производственного обучения вождению транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий
    Приказ Минтруда России от 28.09.2018 N 603н
    01.007
    Специалист, участвующий в организации деятельности детского коллектива (вожатый)
    Приказ Минтруда России от 25.12.2018 N 840н
    01.008
    Руководитель научной организации
    Внимание! Стандарт действует до 01.09.2027
    Приказ Минтруда России от 10.03.2021 N 117н
    01.009
    Научный руководитель научной организации
    Внимание! Стандарт действует до 01.09.2027
    Приказ Минтруда России от 10.03.2021 N 118н
    01.010
    Руководитель образовательной организации высшего образования
    Внимание! Стандарт действует до 01.09.2027
    Приказ Минтруда России от 10.03.2021 N 116н
    01.011
    Руководитель образовательной организации (управление дошкольной образовательной организацией и общеобразовательной организацией)
    Приказ Минтруда России от 19.04.2021 N 250н
    01.012
    Социолог: специалист по фундаментальным и прикладным социологическим исследованиям
    Внимание! Стандарт вступает в силу с 01.03.2022 и действует до 01.03.2028
    Приказ Минтруда России от 21.10.2021 N 751н

    Документы

    Документы не выбраны

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie